О ШКОЛЕ
ЗАДАЧИ
О МЕТОДЕ
СПЕЦИАЛИСТЫ
СТАТЬИ
ЛИТЕРАТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ПРИЗНАНИЕ
ФОТО
ВИДЕО
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ССЫЛКИ
 ОБУЧЕНИЕ. ДИСЦИПЛИНА И ЯСНОСТЬ.


ОБУЧЕНИЕ. ДИСЦИПЛИНА И ЯСНОСТЬ. Роман Алексеев. 18.01.2011г.

Многие люди в поисках "лучшей" системы рукопашного боя приходят в русский стиль. Занятия здесь построены по принципу: "Научишь товарища - научишься сам". Так? и только так можно выйти на дорожку к реальному мастерству. Однако, посвятив не один год этому виду боевых искусств, я заметил, что большинство, так же, как и я когда-то, не могут перейти определенный уровень. Новое оружие никак не ложится в руку. Под оружием я здесь имею в виду новые навыки и умения, новые двигательные привычки. Такая картина характерна не только для русского стиля. И дело здесь не в том, сколько времени будет потрачено на тренировки.

Как оказалось, регулярность - не единственный ключ к прогрессу, хотя и очень важный. Многие люди, отзанимавшись несколько месяцев, уходят из-за того. что не могут понять, как преодолеть "стену" топтания на месте. Им кажется, что "стиль" не подходит им. На мой же взгляд, реальная картина происходящего в том, что человек, регулярно посещая тренировки, регулярно допускает одни и те же ошибки. Получается, что ошибки закрепляются в поведении. А вот как их заметить и убрать? Этому вопросу я хочу посвятить серию статей под названием "Обучение".

Первые годы я приходил на тренировку с мыслями типа: "Ну вот сегодня я точно сделаю шажок к мастерству. Сегодня у меня получится! Не то, что в прошлый раз!". При этом я свято верил в одну из заповедей диалектики, что количество повторений непременно перейдет в качество.

Но все повторялось снова. Предвкушение некоего открытия в начале тренировки сменялось разочарованием в конце. И так неделя за неделей, за годом год. После выхода из зала меня обычно еще долго "колбасило". Хотелось "отыграться". Внутри было неспокойно, какая-то нервозность рвала мысли на части. Тело как будто было наполнено какими-то обрывками незаконченных движений. Хотелось доказать самому себе, что у меня получается! Ну как же так?! Ведь все так просто! Тренер все показал и разжевал, и я даже понял! Только вот с деланием постоянно возникали проблемы. Не то, чтобы не получалось вообще, нет! Тогда было бы легче найти ошибку. Проблема была в том, что один раз "Прокатывало", а другой раз нет. А в чем была причина, было совершенно не ясно.


ДИСЦИПЛИНА.

И вот к концу третьего года обучения, когда стало совершенно очевидно, что количеством повторений эту проблему не решить, я решил искать выход из этого порочного круга. Для начала я попытался перевести внимание с количества повторений на качество исполнения упражнений. Как говорится, лучше меньше да лучше. И сразу же понял, что привычка к многократному бездумному повторению очень сильна. За эти годы я "вбил" ее в себя очень крепко, оправдывая ее разными способами. В основном крайним всегда был тренер. То он меняет темы, и я не могу сосредоточиться, то заставляет делать быстро и весело, а я не успеваю на такой скорости решить задачу. Для тех, кто не знаком с рукопашным боем, я приведу несколько аналогий. Давайте вспомним, к примеру, как мы обычно попадаем ключом в замочную скважину. Иногда это получается сразу. А иногда создается впечатление, что этой прорези нет там вообще! Особенно когда торопишься.

И вот, допустим, мы решаем, что отныне ключ под нашим руководством будет поражать цель с первого раза. Ну или решили мы припарковать машину, сдавая задом, без всяких там ерзаний взад-вперед. Чтобы раз - и встроился в нужное место за две секунды! И вроде бы ничего все понятно. Начинай медленно, прицеливайся и ррраз! - в точку! Потом быстрее. Еще быстрее. Не получается - сбавь обороты. Снова проверь свои движения. Это ведь вопрос элементарной дисциплины. Меньше да лучше! Что может быть проще? Но привычка, как говорится, это наша вторая натура. Зачем мучить себя, если все равно попадешь? Пусть не с первого раза. Пусть поерзает ключ по замку, или машина взад-вперед, или кулак товарища вдоль твоего лица! ))) Итак, дисциплина, друзья мои, и еще сотни раз ДИСЦИПЛИНА! Это когда нужно делать именно то, что решил и именно так, как решил. Попадать в ключом в замок сразу? Значит каждый подход к двери - это тренировка. Парковаться быстро и ловко? Значит каждая парковка - это тренировка. Примеров здесь масса. Хотите что-то улучшить в своей жизни? Без дисциплины это сделать не удастся. И закон перехода количество в качество - он работает конечно! Но прежде чем приступать к его реализации, прежде чем насиловать себя дисциплиной, нужно хорошенько поработать головой. Каждый раз подвергать свои действие анализу.


ЯСНОСТЬ.

Те, кто провел в спортзале не один год, знают, что ключевое значение при освоении движений имеет четкое представление о том, что и когда нужно делать или не делать, куда нужно направлять внимание, а куда нет, и т.д.То есть должен быть создан образ движения. Я говорю не только о рукопашном бое. Любое нетривиальное движение, которому мы обучаемся в жизни, требует сначала ясного описания.

Всем известно, например, что далеко не каждый мастер сможет объяснить и научить других тому, что умеет сам. Как говорится, к этому должен быть талант. А почему? А потому что научить - это совершенно другой навык. Донести то, что умеешь, выразить это словами так, чтобы всем было ясно - это тяжелая работа, как это ни странно звучит. Тут, как говорится, возникают трудности перевода. Перевода телесного, душевного и эмоционального опыта в слова.

Слова имеют свою силу и свою слабость. Сила их в том, что они могут передавать смысл, рождать образы, буквально творить. Однако слабость их в том, что они не могут точно донести образ того, что человек пережил на своем собственном опыте. Все получается вокруг да около. И искусство обучающего состоит в том, чтобы найти наиболее подходящие слова для более точной передачи смысла.

Возьмем простой пример. Слово "стул". Вот вроде бы простое слово, всем понятное. Однако, если порасспросить каждого из нас подробнее, а что именно, какой именно образ возникает в голове, когда речь идет о стуле, то все окажется не так уж просто. Почти у каждого стул будет свой, отличный от других! В определенных случаях можно только диву даваться, как мы вообще умудряемся друг друга понимать, говоря вроде бы простые слова!

Однако учитель об-ЯСНЯЕТ, а ученик у-ЯСНЯЕТ. То есть это процесс двусторонний. Каждая сторона прикладывает усилия для понимания. И в этой статье я хочу поговорить о том, что должен делать ученик для понимания. Какие же усилия должен он приложить, чтобы ему стало ЯСНО? Поскольку у всех нас "стулья" разные, то с этим ничего поделать нельзя. Это слабость слов. Именно поэтому слушающему нужно проделывать дополнительную работу. Заключается она в том, чтобы самому попытаться увязать все образы, которые возникают при объяснении, в целостную картинку. Картинку, которая вела бы к требуемому результату. Это процесс проб и ошибок. Здесь важно получение собственного опыта и повторного наложения образов на полученный опыт. Вычеркивание лишнего, добавление необходимого и снова по кругу, до тех пор, пока не родится свое собственное понимание. В таком случае мы сами становимся творцами своего мира, а учитель лишь помогает, подсказывает, дает наводку, подбирает более близкие, более понятные слова.

Чем более четким, ясным будет процесс увязывания этих образов, тем более эффективно и быстро будет проходить обучение. Получается, что для эффективного обучения чему-либо, ученику нужно сначала научиться ясно мыслить. Что же представляет собой ясное мышление? Можно ли его сознательно развивать и как?

Всем известны такие выражения, как "процесс мышления", "движение мысли", "ход мысли". Что они означают? Что, мысли могут ходить? А еще вот всплывает в памяти выражение из книг: "ход его мысли был прерван...". Похоже на нить, которую чем-то обрывают, правда? А ведь в этих выражениях кроется ключ к тому, что мы ищем! Более века назад наш русский ученый Лесгафт Петр Францевич доказал, что мысль непосредственно связана с движением. "Каждый мыслительный акт - это мышечное сокращение". А ход мысли - это буквально ход, движение нашего тела. Но так же, как мысль воздействует на тело, так же и тело воздействует на мысль. Фактически тело - это материальное проявление нашей мысли, своеобразный резонатор. И вот тут уже становится совершенно понятно, каким образом можно развивать ясность мышления. Через тело конечно же! Посмотрите, как двигается ваше тело! Как вы сидите, как вы идете, как вы совершаете то или иное движение и, самое главное, как вы дышите! Насколько легко, без остановок и перенапряжений мы научимся двигаться, настолько же яснее мы и станем думать! Невероятно! Ну а как это сделать - это вопрос, на который сегодня даёт система подготовки, практикуемая в школе «Магистр». Чтобы избежать недоразумений, я хочу подчеркнуть, что речь идет именно о ясности мышления, о качестве, которое многократно повышает способность к обучению.





Более 1 млн. москвичей ищет информацию о товарах и услугах у нас!

На главную   О школе   Специалисты   Это интересно   Статьи   Литература   Признание   Фото   Форум   Видео   Контакты   Друзья

Яндекс
  Яндекс цитирования Valid CSS!
©2003. Все права защищены. Использование материалов, размещённых на сайте, возможно исключительно с письменного разрешения авторов.